ВАШ РЕБЕНОК И СЕНСОРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ

Основная идея сенсорной интеграции: впечатления собственного тела (тактильные, проприоцептивные, вестибулярные) являются базой для приобретения и накопления сенсорного опыта, развития личности в целом. Это положение обусловлено онтогенезом развития сенсорных систем. Тактильная, проприоцептивная, вестибулярная сенсорные системы формируются практически полностью до рождения. Другие (зрительная, слуховая, обонятельная, вкусовая) развиваются на их основе значительно позже. Поэтому сенсорная интеграции направлена, прежде всего, на развитие взаимодействия между тактильной, проприоцептивной и вестибулярной сенсорными системами как предпосылки для формирования других чувств.
Занятия проводятся в игровой форме. Помните, что игру в основном направляет внутреннее стремление ребенка. Принуждение здесь неприемлимо. Просто организуйте подходящую обстановку и покажите ребенку, как выполнять какое действие, пока он сам не справится. Не объясняйте логически, покажите на практике! Подбадривайте ребенка, чтобы он почувствовал свои силы, подчеркивайте положительное и пропускайте отрицательное. Фантазия и воображение поддержат в нем интерес, не дадут оставить попытки: горка песка может превратиться в огромную пустыню, выкапывание ямки – в поиск сокровищ. Дайте волю и своему воображению – и ребенок получит от игры еще больше пользы и удовольствия.
Старайтесь не подрывать веру ребенка в свои силы, заставляя его делать то, что он пока делать не может. Иначе игра утратит смысл. Родители нередко предлагают ребенку с нарушением сенсорной интеграции слишком сложные для него игры.
Играя в мяч с обычно развивающимся ребенком, вы ожидаете, что с каждым новым броском он будет принимать мяч все ловчее или, по крайней мере, сноровки у него не убудет. Дети обычно учатся непосредственно в процессе игры и сохраняют полученные навыки, поскольку его нервная система остается организованной. Но не ожидайте того же от ребенка с нарушением сенсорной интеграции.
Сбои в сенсомоторных процессах сделают игру неровной: на несколько минут она может улучшиться, а потом снова ничего не будет получаться. Вооружитесь терпением: пусть ребенок неуклюж, пропускает мяч, кидает его не в ту сторону. Именно так он учится, и ваше терпение облегчит ему освоение навыка. Также помогайте сделать игру эффективнее. Пусть его броски и удары не безупречны, но если он радуется, это, вероятно, означает, что кирпичики в его мозгу складываются, как следует. Ваша задача – «обеспечивать тылы» на протяжении всей игры.
На занятиях важно наблюдать не только за реакциями ребенка, но и за его безопасностью. Дети с нарушениями сенсорной интеграции сильнее других детей нуждаются в защите, потому что не могут обрабатывать всю необходимую для защиты информацию. Убирайте предметы, контакт с которыми чреват порезами, ушибами, падение, столкновением, обращайте на них внимание ребенка, чтобы он себя не поранил. От ушибов и ссадин никуда не денешься, но они не страшны, ведь нужно закреплять навыки. Дети с тактильной гиперчувствительностью, как правило, чрезмерно реагируют даже на малейшие царапины на коже. Если ребенок плачет из-за синяков и шишек, обнимите, покачайте его или как-то эмоционально поддержите, а затем дайте вернуться к игре. Ощущение надежности и безопасности в границах собственного тела – это основание для хорошо организованных мозговых функций.
Придумайте интересные и увлекательные решения для сенсорной стимуляции. Создайте игровую среду, богатую сенсорными стимулами: для этого могут потребоваться маты (матрасы), большие подушки и мешки с различными наполнителями. В проеме дверей установите турник. В ванной поместится немало игрушек, стимулирующих тактильные ощущения: щеточки, мыло разной формы, небольшие емкости для воды.
В качестве заданий можно использовать и обычные предметы, которые есть в каждом доме. Выбор игрушек зависит не от возраста ребенка, а от его способности использовать руки и концентрировать внимание, от умственного развития и понимания языка. Поэто¬му, желательно, при выборе подходящих игрушек, посоветоваться со специалис¬том, который занимается с вашим ребенком.
Для занятий совсем не обязательно иметь дорогие игрушки. Нередко любимой игрушкой оказывается старая ложка или любой другой предмет из хозяйственного обихода. На деле эта ложка может оказаться, куда лучшим стимулятором для развития сенсорной интеграции, чем дорогие игрушки. Игра должна давать ребенку массу возможностей использовать воображение и творческий потенциал, и ребенок не должен все время бояться, что сломает предмет.
Пустые картонные коробки, пластиковые бутылки, трубки, толстые веревки, кухонная утварь, куски пенопласта, подушки и другие вещи, каких немало найдется в доме, – все пойдет в дело. Не беспокойтесь о том, как их приспособить: ребенок сам что-нибудь придумает!
Для домашних игр хороши кубы-блоки. Игрушки, которыми нельзя манипулировать, не годятся, а вот те, что разжигают фантазию, – костюмы для переодевания, куклы, – наоборот приветствуются. Чем проще в них играть, тем больше у ребенка возможностей использовать их в играх разного рода.
Из одного или двух вместе сложенных одеял можно сделать валик. Даже просто перекатываться, лежа на нем, – уже удовольствие. Соорудите полосу препятствий, где нужно ползти на животе, на четвереньках, карабкаться, прятаться, прыгать на месте и т.д. Изменяйте препятствие каждый раз после того, как ребенок успешно их преодолеет, чтобы у него возникали новые адаптивные ответы. Работа по дому благодаря сильным сокращениям мышц дает много тактильных ощущений и сигналов от мышц и суставов.
Покупайте игрушки, занятия с которыми требует движений всего тела или работы руками. Трехколесные велосипеды, скакалки, горки, качели, лошадки-качалки, турники, кубики, мозаика, конструкторы и другие подобные игрушки – вот ваш арсенал. То, что можно лишь толкать или возить за собой (например, собака на колесиках), не имеет большого значения для сенсорной интеграции и не требует каких-либо адаптивных ответов. Хорошие игрушки не предполагают раз и навсегда заданных действий и допускают разнообразное использование, чтобы ребенок привлекал воображение, создавая свою игру.