РОДИТЕЛЯМ О ЛФК

Многие знакомы с работой воспитателя, дефектолога в учреждениях для детей с ограниченными возможностями. Работа же инструктора ЛФК многими остается недопонятой, практически незнакомой.
Лечебная физкультура – это часть общей культуры, одна из сфер социальной деятельности, направленная на удовлетворение двигательных потребностей лиц, с ограниченными возможностями, на улучшение качества жизни, социализации, интеграции в обществе.
Методика ЛФК имеет существенные отличия от занятий обычной физкультурой, вызванные аномальным развитием физической и психической сферы ребенка.
Инструктор ЛФК в любом лечебном  учреждении имеет  группу  детей. Возраст детей варьируется от 2 до 18 лет. Чаще всего курс занятий длится 10 дней, затем следует перерыв, и для закрепления результата проводится повторный курс. Когда заболевание ребенка требует значительной двигательной  и физической  активности, то занятия проводятся многократными курсами. Очень часто занятия ЛФК назначают вместе с медикаментозным лечением, физиотерапией, массажем. Что способствует быстрейшему достижению определенной цели. Каждые 10-15 дней группы обновляются. Занятия проводятся индивидуально или по группам.  Категория этих детей разнообразна по степени тяжести, наличию сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений, причем все дети имеют различную степень умственной отсталости. У каждого разный уровень физического развития, из-за необратимого поражения ЦНС недоразвиты костная, мышечная, эндокринная, сенсорная системы. Чаще всего страдает речь, мышление, внимание, память.
Принцип коррекционно – развивающего направления является ведущим не только в дефектологии, но и ЛФК, и  заключается в том, чтобы направлять усилие на выравнивание, ослабление физических недостатков детей аномального развития. И, что немало важно, развивать другие физические возможности.
Наиболее характерной особенностью метода ЛФК  является использование физических упражнений. Их применение требует активного участия ребенка в лечебном процессе. Но очень часто инструктору приходится работать в пассивном режиме, то есть делать упражнения за ребенка или помогать ему. Это происходит в нескольких случаях:
-когда ребенок не может выполнить физические упражнения вследствии основного заболевания;
-когда в силу умственных способностей ребенок не способен выполнить словесные команды, не может повторять упражнения за инструктором.
Педагогические методические принципы обучения в ЛФК применяют с учетом состояния больных. Используют основы обучения физическим упражнениям, развитие двигательных навыков и воспитание физических качеств. Обязательно учитывается значение дозированной физической тренировки и ее направленность (общая и специальная тренировка). Занятия длятся от 20 до 40 минут, в зависимости от физического состояния ребенка. Причем практически всегда больной выказывает свое недовольство. Задача инструктора ЛФК заключается в тот момент попытаться уговорить, найти общий язык с ребенком. Эффективность занятий ЛФК находится в прямой  связи с  адекватностью применяемых физических нагрузок, соответствующих состоянию организма больного ребенка. А самое главное условие успеха зависит от того как родители относятся к занятиям. Периодически ли посещают занятия, выполняют ли данные инструктором задания дома. И надо правильно  объяснить, что нельзя ставить неразрешимые задачи. Правильно- идти маленькими шагами, нельзя останавливаться на достигнутом, опускать руки, когда нет желаемого результата.